Дополнительное образование





реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

Образовательная программа-   комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Направленность(профиль) образования- ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или виды деятельности, определяющая ее предметно-

тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы; 

Учебный план дополнительного образования - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся; 

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу; 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители. 

1.4. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. (ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

1.4.1. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

1.4.2. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

1.4.3. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

1.4.4. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

 

  1. Цели и задачи организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
    1. Цели образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: 
      1. Образовательная – получение новых знаний, направлений деятельности, углубляющих и дополняющих программы основного (базового) образования и создающих эмоционально-значимый фон для освоения содержания общего образования, предоставление определенных гарантий достижения успеха в избранном виде деятельности; 
      2. Профориентационная – формирование интереса к социально-значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучающегося, включая предпрофессиональную подготовку; 
      3. Воспитательная – формирование в школе культурной среды, определение на этой основе нравственных ориентиров, воспитание детей через их приобщение к культуре; 
      4. Социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни. 
    2. Задачи образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: 
      1. Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; 
      2. Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; 
      3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья учащихся; 
      4. Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; 
      5. Выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся; 
      6. Профессиональная ориентация учащихся; 
      7. Создание и обеспечение необходимых условий для развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; 
      8. Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; 
      9. Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе; 
      10. Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
    1. Учебный план.  
      1. Учебный план дополнительного образования утверждается ежегодно в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14. 

3.2. Общеобразовательные программы дополнительного образования.  

  1. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 
  2. Число образовательных программ определяется заявителем в соответствии с требованиями к режиму деятельности детей (СанПиН 2.4.4.3172-14.). 
  3. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной педагогом и утвержденной МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова», осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными требованиями (часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
  4. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова» в соответствии с федеральными государственными требованиями (часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).  
  5. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются на вводном, ознакомительном, базовом и углубленном уровнях.

К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые предоставляются в возрасте от 5 до 18 лет, срок освоения программы – не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю.

 К базовому уровню относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые предоставляются в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального обучения (с 3 класса), срок освоения не менее 1 года, время обучения – от 3 до 5 часов в неделю.

 К углубленному уровню относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые предоставляются в возрасте от 12 до 18 лет, срок освоения программы составляет не менее 2лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. (Приложение к приказу ДогМ от 17.12.2014г № 922). 

3.3. Прием обучающихся.  

3.3.1. Прием обучающихся для обучения по дополнительным общеобразовательным программам производится на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

3.3.2. Если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе, превышает число мест в Учреждении, преимущественным правом при зачислении пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. (Закон г. Москвы от 22.04.2009 № 8, от 04.07.2012 № 35). 

3.3.3. За обучающимся сохраняется место в объединении дополнительного образования в случае болезни, прохождении санаторно-курортного лечения. 

3.4. Организация занятий.  

  1. Занятия проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года с участием педагогических работников с учетом режима труда и отдыха обучающихся. 
  2. Режим работы кружков и секций: 6 дней в неделю. Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14, первые занятия начинаются не ранее, чем через 60 минут после окончания уроков в соответствии с расписанием базового образования. 

3. Продолжительность занятий: 

 

Профили и отдельные виды кружков

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий в день

художественные

2-3

2(3)ч. по 45мин. с 10 мин. перерывом

хореографические

2-4

2ч. по 30 мин. с 15 мин. перерывом (5-8 лет); 

1(2)ч. по 45 мин. (8-18 лет)

хоровые

2 -4

2(3)ч. по 45 мин. с 10 мин. перерывом

музыкальные и вокальные

2-3

30 - 45 мин. (индивидуальные);

1(2) ч. по 45 мин. (групповые) с 10 мин. перерывом

изобразительное и декоративно-прикладное искусство

1(2)

2(3) ч. по 45мин. с 10 мин. перерывом

2ч. по 30 мин. с 15 мин. перерывом (5-8 лет)

технические (с использованием компьютерной техники)

1(2)

2ч. по 30мин. с 10 мин. перерывом (6,5-10 лет)

технические

2(3)

2ч по 45 мин. с 10 мин. перерывом

естественнонаучные

1-3

2-3ч. по 45мин.; с 10 мин. перерывом; занятия на местности до 8 ч.

социально-педагогические

1(2)

1-3 ч. по 45мин. с 10мин. перерывом

2ч. по 30 мин. с 15 мин. перерывом (5- 8 лет)

физкультурно-спортивные

2(3)

1ч. по 45мин. (8-13лет); 

2ч по 45 мин (14-17лет) с 10 мин. перерывом;

2ч. по 30 мин. с 15 мин. перерывом (5- 8 лет)

 

3.4.4. Продолжительность занятий и их количество определяются образовательной программой. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детской группы, а также форма организации учебного процесса. Максимально допустимую нагрузку на одного ребенка в неделю не рекомендовано превышать 4 часов в неделю с 5 до10 лет и 6 академических часов в неделю с 10-17лет. 

  1. Направленности, виды и формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

4.1. В учреждении применяются следующие формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам:

  • индивидуальные занятия;
  • групповые занятия.

4.2. Учреждение осуществляет обучение по следующим видам дополнительных общеобразовательных программ:

  • общеразвивающие;
  • предпрофессиональные программы. 

4.3. Дополнительные общеобразовательные программы могут быть: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической, спортивно-оздоровительной направленности и др.

4.4. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

4.5. В процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ учреждение вправе организовывать и проводить массовые мероприятия в соответствии с направленностью дополнительной общеобразовательной программы, создавать необходимые условия для совместного труда и содержательного досуга обучающихся, родителей (законных представителей).

4.6. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Ответственность участников дополнительных общеобразовательных программам.
    1. 1. Обязанности педагогов дополнительного образования. 
      1. Добросовестно и своевременно выполнять свои должностные обязанности.
      2. Участвовать в разработке и реализации образовательных программ, нести ответственность за качество их выполнения. 
      3. Составлять календарно-тематическое планирование занятий, обеспечивать его выполнение.
      4. Поддерживать одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. 
      5. Организовывать участие обучающихся в конкурсах разного уровня. 
      6. Вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные документы. 
      7. Принимать участие и активно работать на заседаниях педагогического коллектива и педагогических советах, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических задач. 
      8. Повышать свою профессиональную квалификацию не реже, чем 1 раз в 3 года.  5.1.9. Обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения исходя из психофизиологической целесообразности и способностей обучающихся (воспитанников). 
      9. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения досуговой деятельности обучающихся. 
      10. Вносить предложения по совершенствованию работы системы дополнительного образования в учреждении. 
      11. Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм в ходе образовательного процесса, отвечать за жизнь, здоровье и безопасность обучающихся во время образовательного процесса. 

 

  1. 2. Права педагогов дополнительного образования:  
    1. Педагоги дополнительного образования являются полноправными участниками коллегиального органа управления образовательным процессом МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова». Они имеют право разрабатывать образовательные программы дополнительного образования и вносить предложения по их корректировке, участвовать в подготовке проектов решений, определяющих их направление работы, отражать работу дополнительного образования в годовом планировании работы МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова»
    2. Педагоги дополнительного образования имеют право на поощрение их за успешное решение задач обучения, воспитания и развития детей, создание благоприятных условий для самовыражения и самоопределения обучающихся. 
    3. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы и виды образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции-концерты, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. 
  2. 3. Права и обязанности обучающихся.  
    1. Каждый обучающийся имеет право выбирать группы разной направленности, а также изменять профиль дополнительной образовательной программы в рамках направленности обучения. 
    2. Численный состав группы может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов. (Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 
    3. Занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326). 
    4. Численность учебных групп, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями устанавливается до 15 человек. (Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326). 
    5. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для детей - инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.  (Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326). 
  3. 4. Порядок зачисления обучающихся.  
    1. Зачисление обучающихся в группы осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. 
    2. Зачисление желающих в группы дополнительного образования ведется через заявление законных представителей на обучение обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам, которое заполняется по форме и передается руководителю объединения.
  1. 5. Порядок отчисления обучающихся  
    1. Отчисление обучающихся производится в случаях нарушения ими Устава, Правил внутреннего распорядка. 
    2. В случае снижения фактической посещаемости в течение года, группы должны быть объединены или расформированы. 
    3. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены дети, готовые к усвоению программы. 
  1. Оценка результативности образовательного процесса.  
  2. 1. Дополнительное образование подчиняется закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание взаимодействия педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. Важным элементом обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам является контроль и мониторинг сформированности ЗУН. 
  3. 2. Основными видами контроля являются: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. 
  4. 3. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учет индивидуальных особенностей обучаемого, коллегиальность, объективность, своевременность. 
  5. 4. Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения программных требований. 
  6. 5. Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающегося, является частью системы оценки качества образования. 
  7. 6. Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и усвоение им общеобразовательной программы дополнительного образования на определенном этапе обучения. 
  8. 7. Промежуточная аттестация проводится по результатам текущего контроля знаний, обучающегося за 1 полугодие учебного года за две недели до окончания полугодия. 
  9. 8. Итоговая аттестация проводится по результатам прохождения программы за год за две недели до окончания учебного года без выделения в учебном плане и в расписании специального времени. 
  10. 9. Результаты промежуточной аттестации в форме зачета могут определяться недифференцированными оценками «зачтено», «не зачтено» (недифференцированный зачет) или дифференцированными оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (дифференцированный зачет). 
  11. 10. Вид контроля (дифференцированный или недифференцированный зачет) указывается в дополнительной общеобразовательной программе. 
  12. Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся  

Различные дополнительные общеобразовательные программы предполагают различные виды и формы итоговой аттестации. 

  1. 1. Аттестация проходит в форме зачетных работ по окончанию каждого полугодия, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. 
  2. 2. По желанию родителей (законных представителей) результаты аттестации по дополнительным общеобразовательным программам могут быть отражены в аттестате об основном общем/среднем общем образовании в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов». 
  1. Мониторинг качества дополнительного образования учитываются следующие показатели: 
  • динамика спроса родителей на дополнительное образование обучающихся;
  • уровень познавательной мотивации образовательной деятельности обучающихся (измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации); 
  • активность участия в конкурсах, фестивалях различного уровня; 
  • активность участия обучающихся в концертах, внешкольных мероприятиях учреждения; 
  • положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его способностями и познавательными интересами, положительная динамика показателей количества победителей и призеров объединений в различных конкурсах, фестивалях. 

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. 

Таким образом, реализация учебного плана дополнительного образования обеспечивает личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся, формирование устойчивого интереса к социально-значимым видам деятельности, освоение обучающимися социального опыта, приобретение навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для успешной жизни формирование в МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова» культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, воспитание детей через их приобщение к культуре. 

  1. Заключительные положения.  
    1. Контроль исполнения настоящего Положения осуществляется лицом, уполномоченным директором ОУ на эту деятельность. 
    2. Текст настоящего Положения подлежит доведению до сведения работников Учреждения и иных участников образовательных отношений под роспись. 
    3. Настоящее Положение вступает в силу с «01» сентября 2018г. Настоящее положение действует до внесения изменений или замены новым. 
    4. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся приказом директора на основании решения Управляющего совета МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова»