


В древности на Руси возникновение новогоднего праздника тесно связывали с природным циклом.
Это было прежде всего народное зимнее событие: проводились обряды очищения, угощения, обрядовые песни и гадания. Главная суть заключалась в том, чтобы правильно "начать" новый сезон, задобрить силы природы и обеспечить хороший период для людей и скота.

После крещения Руси в 988 году была введена византийская система летоисчисления. Год считался от "сотворения мира", а официальной датой Нового года стало 1 марта.
В конце XV века, при Иване III, дату перенесли на 1 сентября: так удобнее было подводить итоги урожая и организовывать государственную деятельность. Для церковной и мирской жизни это стало основой годового цикла. В Москве устраивали торжественные службы в Кремле, церковные крестные ходы, народные мероприятия и ярмарки.
Здесь Новый год окончательно превращается в важный исторический и церковный рубеж – основание будущей традиции общегосударственного праздника.

Переломный момент – указ Петра I от 1699 года. Царь повелел считать началом нового года 1 января, вести отсчет лет не "от сотворения мира", а "от Рождества Христова", и тем самым "переключил" Россию на общеевропейский формат летоисчисления.
Новый 1700 год праздновали в Москве целую неделю:
Так появилась новая концепция праздника: Новый год как светское, веселое, шумное торжество с огнями и маскарадами.

После революции отношение к празднику менялось несколько раз. В 1920-е годы шла активная борьба с религиозными символами: елка и Дед Мороз считались "буржуазными" и церковными атрибутами. Существовали специальные отряды, которые патрулировали улицы и всматривались в окна с целью выяснить, что происходит в домах. А в 30-е годы власти запретили отождествлять елку, подарки и Деда Мороза с религиозными символами. Обсуждалась даже идея перенести Новый год на 7 ноября, чтобы связать его с праздником Октябрьской революции, но от этого решения отказались.
Перелом наступил в конце 1935 года, когда было принято решение вновь устраивать детские елки и новогодние вечера. Уже в 1936-1937 годах по всей стране появился знакомый нам образ: украшенное дерево, детские утренники, добрый Дед Мороз и его внучка Снегурочка.
Празднование Нового года официально было признано 1 января в 1948 году, власти сделали этот день выходным для всех.
Широкое распространение получили традиционные новогодние песни и появились особые атрибуты праздничного стола – салат "оливье", мандарины и "селедка под шубой". На смену Вифлеемской елочной звезде пришла красная пятиконечная, а восковые свечи заменили электрические гирлянды. С 1954 года для детей и молодежи стали проводить кремлевскую елку, на сказочные представления и по сей день собираются ребята из разных уголков страны.

В постсоветский период Новый год сохраняет статус самого любимого праздника. По данным ВЦИОМ, его отмечают до 96 % жителей страны, и он остается главным событием зимнего праздничного календаря.
С 1990-х годов постепенно оформляется система новогодних каникул. Сегодня в России официальные выходные приходятся на период с 1 по 8 января, что закреплено поправками в Трудовой кодекс.
Россия — страна, где Новый год встречают рекордное количество раз (по 11 часовым поясам). Кроме того, в России в ночь с 13 на 14 января установился обычай праздновать Старый Новый год. Впервые он отмечался 14 января 1919 года.
Города проводят масштабные зимние фестивали, международные и региональные мероприятия, ярмарки, ледовые шоу. Для многих семей это время путешествий по стране и за рубеж, встреч с родственниками, катания на коньках и лыжах.
Новый год – праздник с богатой историей, который невозможно представить без некоторых обязательных атрибутов. Ниже расскажем историю появления привычных новогодних символов.
Символом Нового года елка стала не сразу. В славянских обрядах ель и сосна участвовали в погребальных церемониях, поэтому долгое время люди не спешили ставить их в дом.

Петр I предложил украшать жилища и улицы "елевыми и сосновыми деревами". После его смерти об этом обычае частично забыли, он возродился в XIX веке как мода для аристократических салонов: на рождественских елках соревновались в высоте и богатстве наряда дерева.
В XX веке елка стала уже чисто новогодним символом, особенно после того, как в СССР разрешили и поддержали традицию детских елок. В 1930-х годах появились фабрики стеклянных игрушек, а в каждом регионе сформировался свой "портрет" новогоднего дерева – от снежных сосен на Севере до искусственных елей в южных городах.
Сегодня елка, украшенная покупными и самодельными игрушками, мишурой и гирляндами, лакомствами в виде расписных пряников и конфет, – неотъемлемый атрибут праздника. Зеленая красавица занимает почетное место в каждом доме, вокруг нее дети водят хороводы и, конечно же, под елочкой оставляют подарки.
Образ Деда Мороза складывался веками. Его первый прототип – дух холода Трескун, затем сказочный Морозко и зимние персонажи народных легенд. Со временем образ превратился в доброго волшебника в длинной шубе, валенках и с посохом в руках.

В советскую эпоху Дед Мороз окончательно стал главным героем детских утренников. Он появляется "по правилам": дети зовут его хором, он стучит посохом, зажигает огни на елке и раздает подарки. Рядом – его внучка Снегурочка в светлом праздничном наряде.
С 1990-х годов официальной резиденцией российского Деда Мороза считается Великий Устюг, куда дети со всей страны пишут письма. У волшебника есть "коллеги" – региональные зимние персонажи: Якутский Чысхаан, карельский Паккайне, татарский Кыш Бабай и другие – каждый с особым характером и национальным колоритом.